Шокирующая концовка фильма "Помни меня"

Наш талантливый гость – блоггер Jessegirl, снова вернулась и на этот раз написала очень подробную и интересную заметку о предвзятости критиков и реакции аудитории на фильм «Помни меня».

Я бы хотела посвятить эту статью всем тем, кому хватило дальновидности, смелости, уважения и честности выпустить этот фильм на экраны — горе 11 Сентября и имена невиновных, погибших в этой трагедии, никогда не будут забыты.

-jessegirl-, 26 июля 2010

***

«Вы, должно быть, смотрели другое кино»

Очень интересно, почему такой шедевр, как Помни меня, не был оценен критиками по достоинству. Еще больше удивляет, как настойчиво они использовали свое влияние, чтобы удержать людей от просмотра фильма, рассказывая, где только возможно, о концовке фильма, «неожиданной концовке». Но надо отдать им должное — они справились со своей работой достаточно успешно. На отечественном кинорынке сборы «Помни меня» (далее — ПМ) оказались значительно ниже, чем могли бы быть. С учетом того, что ПМ не блокбастер, супер огромные кассовые сборы и не ожидались.

Несмотря на это, большинство их тех, кто все-таки посмотрел фильм, недоумевают, почему у ПМ такие низкие рейтинги; многие зрители явно не согласны с критиками. Все повторяют в один голос: «Вы, должно быть, смотрели другое кино». Я оставила этот спор кому-нибудь еще, а здесь я хочу остановиться на щекотливом вопросе, связанном с концовкой фильма.

Я очень надеюсь, что все в этой теме будет объективно и честно, но очень трудно охватить целиком такой огромную тему в такой маленькой заметке, как эта. Я осознаю, что не смогу раскрыть все аспекты; я просто надеюсь, что смогу осветить в достаточной мере один из важнейших вопросов. В конце я перечислю все ресурсы, откуда брала цитаты.

Три статьи – Бревет, Бартизел и Рисмен – и их комментарии, богатый ресурс, где можно найти редкие беспристрастные отзывы критиков, и независимые и содержательные комментарии зрителей. Я поучаствовала в них, это был очень интересный опыт. Рецензия Лареми Леджела — одна из лучших.

О чем думали критики?

Общая атмосфера:

Должна признать, что прохождение сквозь муки прочтения плохо изложенных «рецензий», вызывало тошноту. Стиль большинства из этих отрицательных рецензий настолько пустословен, бесцеремонен, плохо продуман и пренебрежителен, как будто фильм и вовсе не стоит нашего внимания. Так и раздаются шлепки оскорблений, включая гнилые помидоры, но все это делается без какой-либо объективной причины. Необоснованные оскорбления. Кажется, это присущее критикам пренебрежение захватывает все больше людей. Это, по крайней мере, непрофессионально. Откуда появилось такое отношение?

***

Высокомерие:

Из того, что говорят критики, было очевидно, что они начнут высокомерно заявлять, что фильм всего лишь мелодрама и целевой аудиторией были молоденькие девочки, прежде всего любительницы «Сумерек».

И, таким образом, мы получаем Ричи Клайна (Shadows on the Wall.co.uk), которые пишет, что ПМ «направлен на девочек подростков и больше ни на кого». Критики не изменили своего мнения и после просмотра фильма, даже несмотря на то, что они осознавали, что бедный промоушн фильма не соответствует той категории, к которой они его отнесли. Как настоящие профессионалы, они должны были пройти мимо этого всего, и отзываться о фильме согласно его статусу. Некоторые из них даже говорили о том, насколько успешной была рекламная кампания: Элис Тайнон (The Vine.com.au) говорит: «Реклама (направленная на сумеречных фанаток) отлично справилась с задачей».

Таким образом, вместо того, чтобы излагать конкретные факты, многие просто позволяют себе ошибочные умозаключения. Некоторые критики пошли даже дальше, сразу же предрекая и будущую реакцию аудитории.

Приведенные ниже примеры свидетельствуют не только об их выпадах против фильма, но также и против зрителей:

Алистер Харкнесс (Scotsman.com) пишет: «Одни воспримут это как грубую эксплуатацию, оскорбление и унижение, другие – как трогательную драму». Правда? Он знает, что мы будем чувствовать? Кто будет оскорблен?

Рич Клайн говорит: «будет действовать на нервы зрителям…» Обидный, заранее нанесенный удар. Тем временем, Нэйл Смит (Total Film.com): «не поклонники захотят…» и «верные фанаты Роберта Паттинсона обеспечат достойную прибыль». Он заранее утверждает, что фанаты «Сумерек» непременно пойдут на фильм. Элис Тайнон аналогично предрекает: «Вся толпа Сумеречных фанатов непременно повалит в кино…»

Ах-ха-ха! Эврика! Теперь у нас есть причина раздражительных и презрительных интонаций. Это все Эдвард!

***

Предубеждения:

И, таким образом, мы дошли до самой сердцевины проблемы, все предвзятое отношение критиков к фильму сводит к двум основным причинам:

Во-первых, я пришла к выводу, что постоянные нападки критиков на концовку ПМ – это всего лишь отвлекающий маневр, чтобы переключить наше внимание от настоящей цели, Роберта Паттинсона, который бесит их своей стремительно возрастающей известностью. И я не единственная, кто так думает. «Мне кажется, что не столько упоминание 11 сентября раздражает критиков, сколько непонятная для них популярность Роберта» [Sling.Bartyzel]. И: «они просто ищут причину ненавидеть фильм, потому что сейчас очень модно ненавидеть Роберта Паттинсона» [Hermia.Reesman].

Ненависть к «Сумеркам» в данном случае, всего лишь обычная пагубная зависть. Некоторые страны называют эту уже ставшую неким брендом ненависть «стремлением раскритиковать успешных людей». Никогда не недооценивайте силу зависти. Критики нападают на Паттинсона, используя свою оружие – способность влиять на мнение людей.

«Получи», говорят они с ликованием, «теперь никто не придет смотреть твой фильм. Мы можем так запятнать и подчинить общественное сознание, что люди будут думать, что концовка ПМ безобразна. Получи, милый мальчик». Плохо отзываться о чем-либо из-за зависти гораздо хуже, чем дать фильму шанс из-за симпатии к главному герою. Нападать на этого актера только потому, что он, на первый взгляд, стал известным без особых усилий и талантов так же абсурдно, как и любить фильм только потому, что там снимается Паттинсон (ПМ никогда не считался неким «орудием» Паттинсона в борьбе за популярность; всем хорошо известно, что он подписался на этот проект задолго до того, как феномен «Сумерек» стал очевиден).

Вторая причина – сексизм. Это должно быть сказано. Критики думают, что очень легко опустить поклонников, потому что они женщины, женщины, которые любят этого сильного актера, осуждая их любовь. Они делают ставки на гормонально неуравновешенных девочек – которые, кстати, составляют только часть его поклонников – рассчитывая на то, что все согласятся, что они не могут быть объективными. (А все эти парни, которые обожают «Трансформеры», они разбираются в качестве?) Я могу еще много чего сказать на эту тему, но лучше не буду. Суть вопроса в том, что критики полагают, что насмехаться в данном случае над положительным отношением женщин к Робу очень приемлемо.

Все ясно! С учетом всего вышеизложенного, излияния критиков о том, как их шокировала концовка ПМ, кажутся незначительными. Да разве они рассказали нам подробно об этой концовке, которая так неожиданно выскочила из-за угла? Да они вообще не ожидали такой конец, так что это слегка ударило по их самолюбию. М-да. Им крайне необходимо быть умнее, чем создатели фильма и зрители вместе взятые. Для многих из них их собственное умничанье затмевает беспристрастность и искренность, которые должны присутствовать в их работе.

***

Протесты: «уловка»:

Для начала давайте обойдемся безо всякой злобной чепухи. Когда камера показывает крупным планом Тайлера, стоящего у окна Северной башни ясным сентябрьским днем, а затем экран становится бесцветным, весь адский негатив критиков вырывается наружу. И вот они, эти самые слова: манипуляция, безвкусица, оскорбление, дешевый способ вызвать эмоции и получить сострадание от вас, непродуманная эпатажность, бесстыдство, эксплуататорство, обман. Критиков очень интересует, знал ли автор сценария, как закончить историю и использовал ли он это, чтобы получить незаслуженную признательность. Тайнон написал, что у ПМ «плохой вкус использовать в качестве козырной карты трагедию… [таким образом] он явно играет на страдании других».

***

Цель продюсеров:

Это самое серьезное возражение, и оно касается и цели продюсеров, и реакции зрителей. Но разве критики пытаются добраться до истины? Давно пора дать слово продюсерам фильма.

Брэд Бревер сделал это, взяв интервью у сценариста Уилла Феттерса. Уилл вдохновился написать свою историю после того, как прочитал некрологи 11 сентября, так что концовка фильма не была случайной. 11 сентября задумывалось с самого начала. Его целью было показать выдуманную историю конкретной жертвы 11 сентября так, чтобы трагедия была индивидуализирована. Это оказался наиболее деликатный способ показать трагедию, очень изобретательно для молодого автора.

Еще больше о цели создателей фильма: ниже представлено посвящение продюсера Ника Осборна:

«Я бы хотел посвятить этот фильм всем, кто погиб 11 сентября. При создании «Помни меня» каждый старался показать эту трагедию как можно более деликатно и с уважением, и я надеюсь, что все, кого эта трагедия коснулась напрямую, почувствуют это.

У нас также не было намерения через историю одного единственного персонажа, Тайлера, молодого человека, который просыпается однажды утром и хочет просто получать удовольствие от жизни, увековечить всех, кто погиб 11 сентября, вся суть в том, чтобы показать, что это были порядочные, замечательные люди, чьи жизни так скоро и внезапно оборвались».

На пресс-конференции, посвященной выходу ПМ в Лондоне, Осборн рассказал, что им помогали многие жители Нью-Йорка и полицейские, ставшие участниками трагедии. Эти люди «влюбились в сценарий, у всех было чувство, что это очень важная история и ее надо рассказать, они ее одобрили».

Саммит организовал специальный показ ПМ для семей жертв 11 сентября, потому что их реакция была крайне важна для студии. Отзывы были замечательные, и люди не были обижены. На самом деле, им нужно было что-то типа ПМ, чтобы те, кого они любили, не были забыты.

Все, начиная от режиссера Аллена Коултера до Роберта Паттинсона, были одержимы мыслью сделать историю как положено. Сочувствие и уважение, и осторожность в отношении всей трагедии настолько очевидны, когда вы слышите как создатели фильма отзываются о всем проекте. Такое отношение диаметрально противоположно тому, которое критики высокомерно пытаются приписать продюсерам. Критики забывают о своей ответственности, игнорируя намерения создателей фильма сделать концовку как можно более трогательной и деликатной.

***

Реакция зрителей:

Ни одно художественное произведение, так или иначе, не бывает воспринято на все 100%, и, конечно же, есть недовольные, но все же большинство зрителей ПМ были очень доброжелательны. Встречаются очень трогательные и проникновенные комментарии, но я не буду их тут анализировать. Но некоторые я процитирую, чтобы у вас сложилась общая картинка.

«Я живу в Нью-Йорке? и я не был оскорблен или обижен концовкой фильма каким-либо образом. Меня это очень тронуло… Давно у нас не было такого фильма, который бы так глубоко тронул» [poohbearcubz-Bartyzel]

«Я только что приехал из Нью-Йорка и смотрел фильм вместе с его жителями. Вообще говоря, они НЕ были обижены. Там даже были люди, которые потеряли свои семьи в этой трагедии – и они тоже не были обижены. Они сказали, что фильм наконец-то разрушил то, что казалось им долгим молчанием. Они были благодарны, что кто-то прилагает усилия, чтобы люди помнили. Никогда не позволяйте себе высказываться за других… Просто спросите их. Я так и сделал» [IMDb. Форум ПМ… Мнения жителя Нью-Йорка]

«… концовка не была необоснованной, она не была извращенной в проявлении внимания к деталям, и она не была излишне нравоучительной. Она оставила у меня чувство растерянности и шока от акта, который кажется настолько просчитанным и ужасающим, убить людей которым просто не посчастливилось оказаться не в том месте не в то время» [Hermia… Reesman]

«Я потерял брата в трагедии 11 сентября и, собираясь идти на этот фильм, я знал, о чем он, и я могу вас заверить, что я не Эйнштейн. Так что я могу оправдать то, что зрителям необходимо было, чтобы им показали это подробно… Фильм очень изящный, почтительный, отдающий дань уважения всем погибшим в тот день, включая моего брата… Жители Нью-Йорка… Я уверена, что в своих сердцах они знают, что фильм был создан с наилучшими намерениями, и они высоко оценивают ту любовь и заботу, которая исходит от него. Остальные «ценители» просто слишком слепы и циничны, чтобы понять это» [John.Brevet]

***
Потрясение: от Реакции к Размышлениям:

Ну хорошо, конец был ударом. Никаких обоснований. Неожиданный удар. Просто потому что это 11 сентября.

Непроизвольная реакция на потрясение – гнев. Потому что это что-то вроде шока, люди изначально думают, что конец надуман. Сам по себе шок мгновенно лишает способности мыслить. Вот что делает шок. Они рассержены, потому что они сделали нас уязвимыми. Поэтому мы начинаем критиковать, чувствуя как будто нами манипулировали; мы чувствуем себя глупо и это нам не нравится. Критики особенно не любят такие неожиданные повороты, т.к. предполагается, что они слишком умны, чтобы упустить ниточку к разгадке.

Но если вы дадите себе немного времени, шок уступит место размышлениям. Была ли их реакция искренней или нет, очень многие критики не прошли стадию реакции прежде чем представить свои плохо продуманные отзывы.

Одна из участниц форму на IMDb написала, что ее муж «вышел, чувствуя себя обманутым и назвал фильм «посредственным». Но по дороге домой он признался, что понял свою изначальную реакцию, и что история и не могла быть никак по-другому рассказана. Это дополнительный шаг размышлений, которые совершают некоторые люди – они по-прежнему в гневе и неожиданно начинают нападать на создателей фильма за «дешевый сюжет». Наверное, это один из способов понимания фильма, за который критики, я думаю, заплатят.

Создатели фильма хотели, чтобы мы были злы и потрясены, но только событиями в фильме. Вместо этого зрители перенесли свою злость на самих создателей, «убить гонца, принесшего дурную весть».

***

Предзнаменование и ключи к разгадке:

Их много в ПМ. Предостережения, общая зловещая атмосфера, благодаря очень многим фактором мы понимаем, что конец будет трагичным. Но ниточки были едва заметными и оставались в стороне во время просмотра, т.к. мы сопереживали героям и их борьбе. По этой причине мы забываем о ниточках к разгадке, или они просто не запечатлеваются в памяти (что и хорошо, потому что иначе все казалось бы неестественным).

Все ниточки к разгадке находятся на подсознательном уровне, т.к. мы поглощены жизнями персонажей (и это опять же свидетельствует о превосходной работе актеров). Тем самым мы готовы к потрясению. Все предопределено, но это не дешевка. В любом случае это был конец пути. Нам было предначертано статью частью мира Тайлера таким образом, чтобы мы могли прочувствовать всю горечь его гибели, а не пытать найти всему разумное объяснение, что просто отвлекало нас от того, что главное в этом фильме.

Этот зритель заранее знал повороты сюжета: «но затем история меня поглотила, что я забыл об этом и вспомнил до тех пор, пока не увидел Тайлера, стоящего у окна (как им удалось проделать такое?)» [Astrid, Reesman]. Ну что ж, Астрид, это рука мастера. Это доказательство мастерства создателей фильма, мы настолько были захвачены историей, что забыли обо всех намеках и предзнаменованиях, которые заметили ранее.

***

Слишком быстро?

Следующий протест основан на утверждении, что еще не время снимать это событие. Существуют еще мировые трагедии, которые очень коротко освещались все это время в фильмах. Но если вы прочитаете отзывы зрителей, особенно тех, чьи семьи пострадали в этой трагедии, то увидите, что они хотят, чтобы люди помнили. Они думают, что люди уже начинают забывать, а ПМ очень хороший способ напомнить. Послушайте несколько их комментариев:

«Мне кажется, события 11 сентября постепенно угасают в сознании американцев, и мы не должны допустить этого. Я думаю, этот фильм помогает мне естественным образом помнить об этом событии, и время самое подходящее. Благодаря этому фильму я окончательно осознал масштаб потери; настолько все снято мощно, честно и тонко. Я живу в Нью-Йорке… Крики настолько ошиблись в этом фильме, а многие зрители просто повторяют за ними. Мне очень интересно, откуда это исходит… Что я не понимаю, так это почему такие трогательные фильмы, как Помни меня, так нечестно подвергаются в прессе уничтожающей критике» [Joleen — Bartyzel]

«Как кто-то, потерявший любимого в этот день, я чувствовала, что этот фильм очень хорошо сделан, и он — великое напоминание о том, что нужно дорожить каждым днем, проведенным с нашими любимыми. Люди, которые умерли в этот день – не простая статистика. Это настоящие, живые люди с реальной жизнью, и фильм проделал великую работу, напомнив нам об этом» [Grania28, IMDb].

***

Вечная память:

Неожиданным эффектом стало значение этого фильма для молодых людей. Те, кто взял с собой в кино детей, неожиданно для себя поняли, что их чада не знают о событиях 11 сентября. Забавно, что та аудитория, на которую был направлен фильм, не знала о событиях 11 сентября и нуждалась в разъяснениях.

«…ходил в кино со своей 15-летней племянницей (она из Европы). Ей очень понравился фильм, но, к сожалению, смысл концовки до нее не дошел. Она думала, что Тайлер покончил с собой, и не понимала, почему и как… Она была в растерянности… Ей было всего 6, когда произошла трагедия 11 сентября. Пришлось ей объяснять… Ей захотелось подробностей… она очень внимательно слушала. Ей было трудно осознать это, представить себе жертвы… но ей надо было знать. Она была очень заинтересована моим рассказом и хотела знать больше…» [Kim, Brevet. 29 апреля].

***

Концовка и настоящая Концовка…

Я бы хотела вернуться к концовке фильма. Аллен Култер, режиссер, в комментарии к DVD сказал, что они лишь «хотели отдать дань уважение». В фильме нет жестокости. Он сфокусирован на Тайлере и всех тех, кого он любит, и об их потерях. Это и есть настоящая концовка. То, о чем нам хотели сказать создатели фильма.

Основная цель развязки фильма показать, как люди, любившие Тайлера, переживают его гибель. И т.к. зрителям также знаком только Тайлер, это и их утрата. Фильм о личных потерях, как каждый индивидуально переживает потерю.

Когда мы плачем, все мы – зрители: мужчины, женщины, подростки, пожилые люди – все это для него, потому что все глобальные потери индивидуальны. Создатели фильма показали нам такое огромное событие сквозь жизнь одного человека, и смогли проникнуть в наши сердца. Благодаря истории Тайлера мы смогли понять, насколько велики потери в этой трагедии.

В конце я бы просто хотела сказать, что мы не должны забывать. Мы должны помнить 11 сентября. Мы не должны забывать ни одну жизнь, потерянную в этот день. Мы не должны забыть, что Тайлер, вымышленный персонаж, воплощает в себе всех жертв 11 сентября. Он наш друг, брат, сын, любимый. И когда мы видим Тайлера, стоящим у окна, не остается никаких сомнений, что с ним произойдет – он находится в Северной Башни, как раз там, куда ударил первый самолет – и шок оглушает нас, постепенно переходя в слезы. И это все. Этого достаточно.

И критики тут абсолютно бессильны. Уилл, Ник, Роб, Аллен и все остальные, кто сделал нам этот великолепный подарок — только они имеют значение.