Кристен Стюарт в февральском выпуске «Vogue» (с 25 января, US)
Язык тела Кристен Стюарт может о многом рассказать. Движения ее таковы -она покачивается, совершает отвлекающие маневры, говорит обрывочными фразами, откинувшись назад и глядя в сторону, демонстрируя сопротивление и разносторонне развитые умственные способности.
«Слово, которое я всегда использую, чтобы ее описать – «лиса», – говорит Джейк Скотт, который недавно снял ее в фильме «Добро пожаловать к Райли», где она сыграла бездомного подростка и стриптизершу. – Она как лиса. Подобные черты ты часто обнаруживаешь в ее игре, своего рода хитрость».
Другими словами, Стюарт создает впечатление осторожного, непослушного создания, что намного более типично для ее возрастной группы – ей 20 – чем приподнятый дух, что, наверно, является единственной причиной, по которой она стоит выше своих сверстников в Голливуде и считается любимицей режиссеров. Скотт услышал о ней от Шона Пенна после того, как тот выбрал ее на роль снявшейся с якоря дочери родителей-хиппи в незабываемом фильме «В диких условиях». «Шон сказал: «Тебе нужно увидеть эту девочку», – вспоминает Скотт. – «В ней столько энергии!» Для Билла Кондона, который в настоящий момент занимается съемками «Рассвета», финала могущественной «Сумеречной саги», состоящего из двух частей, «Кристен была первой в списке причин снимать это кино».
В один из осенних уикендов в тихом пригороде Батон Руж, Луизиана, где расположены съемочные площадки «Рассвета» (информация о которых держится в большом секрете и строгой конфиденциальности) Стюарт в потрепанных джинсах и рубашке слоняется по кухне в доме друзей, заламывая руки. Она нервничает при общении с прессой, а от телевизионных интервью, по ее словам, ее вообще в дрожь бросает. Иногда ее обвиняют в угрюмости и замкнутости на публике, по крайней мере из-за того, что она редко улыбается. Она строит своего рода карьеру плохой девчонки. «Я выбираю роли, которые крайне претенциозны, и если я не могу заниматься чем-то подобным, мне тут нечего делать», – говорит она. Копните глубже и вам покажется, что такое отношение больше объясняется страстью, которую она испытывает к своей работе, и перфекционизмом [стремление добиваться совершенства во всём – прим. перев.]. «Тебя переполняет непреодолимое желание», – говорит она о том моменте, когда находит хорошую роль, и признается, что иногда ей бывает трудно расстаться с полюбившимся персонажем.
Сейчас она находится под впечатлением от недавних съемок в фильме «На дороге» у Уолтера Саллеса, бразильского режиссера «Дневников мотоциклиста» и «Центрального вокзала». Она играет героиню, чьим прототипом была первая жена Нила Кэссиди ЛуАнна Хендерсон, а вместе с ней также снимаются Гарретт Хедлунд и Сэм Райли. Это был очень интересный опыт с точки зрения импровизации, отчего «моя голова просто взрывалась, – говорит она. – Я не хотела уезжать». Обосноваться в Батон Руж на ближайшее будущее было для нее «как вернуться обратно в школу… «Сумерки» – совсем другой зверь». Огромный проект, распланированный до мелочей и сопряженный с крупной суммой денег, коим является «Рассвет» станет для Стюарт окончательной точкой в деле последних нескольких лет. Она чувствует то, как давит на нее персонаж Беллы Свон, «героиня, которая засела в сознании многих людей. Это начинает меня волновать намного больше, чем обычно, ведь сага подходит к концу и мы проделали такой длинный путь. Я просто хочу, чтобы фанаты книг были счастливы, – смеется она. – Я не должна беспокоиться о ком-то еще».
Большая часть населения открыла для себя Стюарт на большом экране в качестве воплощения их любимой героини (По последним подсчетам, книг Стефани Майер продано около 100 миллионов копий по всему миру). Но несмотря на свои юные годы, Стюарт снялась уже больше чем в 20 фильмах, многие их которых являются независимыми проектами и почти все из них стали выдающимися картинами, и прекрасно справилась с такими сложными ролями, как жертва изнасилования и девушка, страдающая тяжелым неврологическим заболеванием.
Она выросла на Равнине, в семье, знающей киноиндустрию с более детальной стороны – ее мама скрипт-супервайзер, отец телепродюсер, а брат – рабочий сцены. После того, как Стюарт еще ребенком заметили на школьном спектакле, она прямиком отправилась в А-список знаменитостей, сыграв свою первую серьезную роль в фильме 2001 года «Безопасность вещей», киноадаптации истории, написанной Э.М. Хоумс, где также снимались Гленн Клоуз и Патришия Кларксон, и вторую – в «Комнате страха» с Джоди Фостер. «В то время я просто думала, что это весело, – говорит она, радуясь тому, что начала свою карьеру до подросткового периода. – Я не думаю, что могла бы стать актрисой, если бы не начала сниматься в девять лет. Тогда я была последним человеком, который бы встал и сказал: «Я хочу играть».
Несколько фактов о Стюарт: сейчас у нее на полке стоит «Columbine» Дэйва Каллена; учение о радикальном мормонизме «Under the Banner of Heaven» Джона Кракауэра, написавшего «В диких условиях»; и «Анна Каренина». В ее плэйлисте «Shins», «Broken Bells» и Дженни Льюис, певица из Лос-Анджелеса, которая ставит Стюарт в необычное положение человека, благоговеющего перед знаменитостью: «Она – единственная, в чьем обществе я теряюсь». (Стюарт также играет на гитаре и была очень взволнована возможностью исполнить роль Джоан Джетт, с которой она знакома, в «The Runaways»). Ее любимые фильмы – «Женщина не в себе» Джона Кассаветиса с Джиной Роулэндс в главной роли и «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр. Она обожает Джейн Фонду в картине «Клют».
Ее новое хобби – кулинария, без сомнения возникшее благодаря изолированному образу жизни: «Ты выстраиваешь по периметру людей, которые для тебя очень важны». Друзья дразнят ее за то, что она смотрит «Food Network» [кулинарный канал – прим. перев.] со строгим сосредоточенным выражением лица. «Я похожа ни идиотку». (Но строгий взгляд окупается сполна. На обед она готовит восхитительный мексиканский суп с тортильями [лепёшка из кукурузной или пшеничной муки со специями – прим. перев.] и букетом приправ, а также сэндвичи со свининой). Ей нравится бывать у друзей и когда на больших пространствах собирается мало людей. Обычная молодая девушка со своими интересами. Но с другой стороны, она совсем не похожа на своих ровесников. Стоит ей увидеть на улице девушку-подростка, она тут же опускает голову и прячется. «Не знаю, как это лучше объяснить, – говорит она. – Я не могу просто пойти погулять. Меня беспокоит то, что я не могу часто бывать вне дома. Я не могу быть просто девушкой, это время прошло».
Она может точно назвать момент, когда перестала быть «просто девушкой» и оказалась в мире, потребовавшем круглосуточной защиты и строгой изоляции и полном бесконечных слухов об ее отношениях с коллегой Робертом Паттинсоном, которые она отказалась обсуждать. («Это не связано с моей работой»). Она снялась в первом фильме «Сумерки» и еще до его выхода отправилась на съемки «Добро пожаловать к Райли» в Новый Орлеан, где, как она говорит: «Мне было так здорово гулять одной по улице, – а потом поправляет себя, – по крайней мере, я к этому привыкла». А когда она вернулась, то внезапно обнаружила, что больше не может ходить по улицам. «Как будто прорвало, – говорит она. – Это было так странно».
Стюарт, которая старается никогда не жаловаться на смешанные чувства от феномена «Сумерек», достаточно умна, чтобы понимать природу своей необычной популярности. «Многие девушки отождествляли себя с Беллой, доходя до крайностей в своих мечтах о лучшем мире, – говорит она. – Эта связь, которую я видела в людях… я ощущала ее физически. Они зациклились на персонажах». Она также видит и плюсы такого своего положения. «Прикольно, когда тебе достается не только признание публики на таком офигенном уровне, но и деньги, – говорит она со сбивающей с толку серьезностью. – Солидные деньги». (Говорят, что ей заплатят 25 миллионов долларов за две части «Рассвета», плюс проценты с проката). «Каждый раз, когда я слышу, что кто-то очень богат, мой первый вопрос: «Вы делаете что-нибудь с этими деньгами? Или просто копите? Сидите на них, как курица на яйцах?» Она тщательно обдумывает то, как ей наилучшим образом использовать свои доходы, и она планирует – такое решение навеяно ее собственными наблюдениями, сделанными для роли бездомной стритизерши и проститутки – организовать сеть реабилитационных учреждений, чтобы помогать тем, кто хочет вернуться к нормальной жизни. «Это было бы потрясающе, – говорит она. – Сейчас для меня это самое важное».
Стюарт очень много взвалила на свои плечи для молодой девушки, только что вышедшей из подросткового возраста. Но ее переход во взрослую жизнь будет благом для кинозрителей. Она сомневается в том, что сможет окончательно избавиться от безжалостного влияния «Сумерек» – «Сейчас все говорят так: «Посмотрите-ка, что сделала девчонка из «Сумерек». Пойдем посмотрим, как она пытается делать что-то другое», – но многие не соглашаются, и поколение тех, для кого сплетни о Кстю и РПацце не так уж привлекательны и «Сумерки», наверно, не доставляют такого уж большого удовольствия, с нетерпение будет ждать ее взрослых ролей. За ее волнением и замкнутостью на экране интересно наблюдать и хотелось бы увидеть в ней черты взрослой женщины.
«Она одна из самых умных актрис, с которыми мне приходилось работать, – говорит Кондон. – Удивляет не только ее техника, у нее невероятно точный и серьезный подход к персонажу. Ее потенциал безграничен».
Ух ты!Она оказывается тоже опускает голову когда видит подростка, а я и не знала)